Великий Князь Всея Руси
Валерий Викторович Кубарев
Большой Кубенский Рюрикович
English Четверг, 9 апреля 2020
 
 
ФОРУМ Русской Революции

Историческая и
политическая карикатура

Модернизация России

Святая Русь - Третий Рим
Новый субъект международного права, государство Святая Русь - Третий Рим, 21.09.2013.

Новая церковь Святой Руси
Православие и христианство нуждаются в реформировании и освобождении от ереси и мракобесия. 21.09.2011.

Астрономическая датировка библейских событий Новинка!!!
Авторская реконструкция истории и хронологии религий полностью удостоверена путем отождествления 15 небесных явлений, описанных в хрониках, из которых 11 затмений солнца, 3 зодиака и 1 вспышка сверхновой звезды. Подтвержден хронологический сдвиг на 1780 лет в истории Древнего Египта по 6 явлениям, из которых 3 солнечных затмения и 3 зодиака, в том числе затмение фараона Такелота 8 августа 891 года. Астрономически подтверждена дата распятия Иисуса Христа, как 18 марта 1010 года, и дата смерти Ибрагима – сына Пророка Мухаммеда, как 7 февраля 1152 года (28 шавваля 546 года Хиджры). 20.02–31.03.2020.

Происхождение рода Рюрика Новинка!!!
После разрыва связей между метрополией и русскими княжествами, анналы Византии были очищены от упоминания «иноземцев» в управлении империи, а хроники Руси не успели правильно отразить роль Рюриковичей в мировой истории. Исследование источников Древнего Рима, Нового Рима, Руси, арабских стран, Дунайской и Волжской Болгарии позволило автору отождествить род Руси и булгарских каганов с династией Флавиев, а также идентифицировать Рюрика, его потомков и родственников с Македонской династией (IX–XI века) и династией Лакапинов (X век). Последним русским императором Нового Рима был Ярослав Мудрый, тронное имя Константин Мономах. 11.09–21.10.2019.

Хронология монотеистических религий Новинка!!!
Автор отождествил Патриархов монотеизма с известными фигурами человеческой истории. Он доказал, что самой старой религией монотеизма является христианство, которое имело теоретический характер в I тысячелетии (Ветхозаветное христианство) и практическое воплощение в начале II тысячелетия (Новозаветное христианство). Ислам и иудаизм возникли лишь в начале VII века и стали радикальными ветвями христианства. На основании изучения солнечных затмений автор определил дату и место распятия Иисуса Христа (18 марта 1010 года в Константинополе), год смерти Пророка Мухаммеда (1152) и период создания Корана (1130–1152). 01–27.08.2019.

Локализация Древнего Рима Новинка!!!
История Древнего Рима хорошо изучена, однако скрывает массу нестыковок и противоречий, относящихся к периоду становления города и экспансии римлян в окружающий мир. Мы полагаем, что проблемы вызваны незнанием истинной локализации Древнего Рима в Поволжье на Ахтубе вплоть до пожара 64 года и переноса города на место Вейи в Италии. В статье также рассмотрены аспекты этнического происхождения народов Латинского союза, Древнего Рима и Европы. Обоснован вектор экспансии Древнего Рима с Поволжья в Европу, совпадающий с потоками миграции Великого перенаселения народов и распространения PIE. Кроме того, в статье рассмотрена динамика роста и убыли населения Древнего Рима в местах локализации с момента его создания до заката и трансформации. 23.06–16.07.2019.

Короткая хронология Древнего Египта Новинка!!!
История Древнего Египта, сформированная в XIX веке, с каждым днем обнаруживает всё большее несоответствие современным реалиям, новейшим археологическим и инструментальным данным, в том числе результатам ДНК исследований мумий египетских фараонов. Хронология Египта, в целом, считается хорошо изученной, однако она была создана для обоснования античности еврейского народа, а не для научного описания одной из древнейших земных цивилизаций. Авторская реконструкция хронологии Древнего Египта обнаружила временной сдвиг в размере 1780 лет в глубину веков от истинных датировок событий. 1-16.06.2019.

Великая Татария или царство славян
Разгадана очередная загадка мировой историографии. Настоящая статья посвящена истории и современному состоянию одной из самых грандиозных империй земной цивилизации – Великой Татарии или царства славян. 04–19.09.2017.

Европейские арийцы
В настоящей статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с вероятным арийским происхождением различных европейских народов. В том числе изучены аспекты возможного арийского происхождения славян и перспективы нахождения особого пути оными в окружающем мире. 25.02.2017 – 24.03.2017.

Итоги Земского Собора 2016
В рамках проведения Земского собора 2016 по выборам Великого Князя Всея Руси были выдвинуты четыре номинанта. Подавляющее большинство голосов были отданы за кандидатуру Великого Князя Валерия Викторовича Кубарева. Волей Господа Бога Вседержителя и решением участников ассамблеи, Земский Собор 2016 избрал пожизненным Великим Князем Всея Руси Валерия Викторовича Кубарева Большого Кубенского Рюриковича. 11.05.2016.

Ярославские Князья Рюриковичи
В статье описано родословие Великих Князей Ярославских и их потомков, старшей ветви Рода Руси – Рюриковичей, восходящей к Мстиславу Великому Мономашичу. Род Ярославских Великих Князей продолжили Князья Большие Кубенские – Кубаревы. 22.02.2016–11.03.2016.

Вся правда о Святом Князе Владимире
В статье открывается без купюр вся правда о Святом Князе Владимире, которую замалчивают православные и романовские историки, коммунистическая историческая наука и их современные подельники, фабрикующие мифы о Руси с «благими намереньями». Род Руси – Рюриковичей создал Православие и российскую государственность, об этом русские люди стали забывать. Слава Руси! 07–17.07.2015.

Краткая хронология религий
Доклад на XXX Международной конференции по проблемам Цивилизации, 25.04.2015, Москва, РосНоУ. В докладе представлены итоговые хронологические таблицы Древнего Египта, Древнего и Нового Рима, Рима в Италии, Христианства, Ислама и Иудаизма. 25.05.2015.

Каноны Православия XIV века и современности
Доклад на XXIX Международной конференции по проблемам Цивилизации, 20.12.2014, Москва, РосНоУ. В докладе сделан сравнительный анализ канонов Православия XIV века (1315-1321 года), отображенных на мозаиках и фресках церкви Хора в Стамбуле, и современных догматов. Обнаружены многочисленные отличия событий Святого Предания и Евангелия прошлого и настоящего. 20.12.2014.

Этнические вызовы народам России
В статье рассмотрены политические, экономические, культурные и религиозные аспекты последствий этнического противостояния коренных народов России и пришлого славянского населения, образовавшегося в результате насильственной славянизации Руси во времена монгольского ига. Исследованы исторические причины возникновения этнических противоречий, даны оценки современного состояния проблемы (Чечелевская и Люботинская республики в1905 году, Донецкая народная республика и Луганская народная республика в 2014 году на территории Украины) и сделаны предложения по деэскалации этнического противостояния на территории Евразии. 09.06 – 05.07.2014.

Атрибуция Рюриковичей и императоров Лакапинов
Доклад на XXVIII Международной конференции по проблемам Цивилизации, 26.04.2014, Москва, РосНоУ. В статье описана детальная атрибуция угорских царей с императорами Древнего и Нового Рима и патриархами земной цивилизации. Научно доказано происхождения всех патриархов монотеизма и императоров Флавиев и Лакапинов из рода угорских царей Руси (Великих), этнических финно-угоров Поволжья. 23.03.2014 – 24.04.2014.

Евразийский тупик Путина
Владимир Путин и Единая Россия реализуют Евразийский проект, вовлекая Россию и русский народ в период стагнации и отставания от мировой цивилизации. Они создают царство Гога и Магога, угрожающего миру во всем мире. Почему кремлевская власть не спросила русских славян – хотят они жить в азиатской стране или быть благополучными европейцами? 14-22.01.2014.

Проекции Бога в символах религий
В результате изучения обширного визуального материала, созданного путем 3D моделирования, мы доказали существование единого источника происхождения Проекций Бога, то есть религиозной символики людей. Сей источник или квантовый объект называется Колесница Бога. Мы полагаем, что на основе наших исследований, можно будет организовать обучение путешествиям по Вселенной для космических навигаторов из наиболее одаренных людей и создать звездолеты с двигателями по типу описанного квантового генератора – Колесницы Бога или Колесницы Куба. 25–30.08.2013.

Происхождение и миграция славян
Исторические и генетические маршруты миграций славян, вычисленные с помощью древних византийских, европейских, китайских, арабских, булгарских и русских хроник и летописей, а также современных исследований мужских хромосом ДНК. 01-21.05.2013.

Империи кузенов Руси
Доклад на научной XXVI Международной конференции по проблемам Цивилизации 26–27.04.2013, Москва, РосНоУ. В статье описаны пять мировых Империй кузенов Руси (Великих), существовавших в нашей эре на просторах Евразии, с цикличностью появления один раз в 300 лет.

Венгерское королевство Руси
Продолжение исследования династических связей Рюриковичей. Кузен Рюрика Алмуш/Альмош и его дети Казан/Курсан и Арбат/Арпад, все этнические угоры Руси, основали в конце IX века – начале X века Венгерское королевство Руси, захватив Великую Моравию. 08–11.01.2013.

Реконструкция династических связей Рюриковичей в IX-XI веках
Доклад на юбилейной научной XXV Международной конференции по проблемам цивилизации, 21-22.12.2012, РосНоУ, Москва. Исправлено 03.01.2013.

Просвещённое христианство Руси
Библия – Ветхий Завет и Новый Завет исчерпали себя. Фальсифицированные Священное Писание и Священное Предание не могут более служить духовным ориентиром для продвижения человечества вперед по реке времени. Хронология библейских событий, этническая принадлежность патриархов человечества, имена, география и оригинальные языки героев Библии не соответствуют действительности. Библейские чудеса имеют в своей основе квантовую природу и подчиняются законам мироздания. Просвещенное христианство Руси восстанавливает утерянные и уничтоженные мракобесами религиозные и научные знания христианства и революционную роль религии в истории цивилизации. 26.08. – 12.10.2012.

Истинный Гроб Господень
Новая церковь Святой Руси и Святорусы, князья Руси поздравляют человечество с нахождением Истинного Гроба Господня и восстановлением религиозной и исторической правды. Истина восторжествовала навеки. 20-29.05.2012.

Православие и Ислам на Руси
Доклад на XXIV Международной научной конференции по Проблемам Цивилизации в РосНоУ 20-21 апреля 2012 года.

День церковно-славянской письменности. Руссы Кирилл и Мефодий.
В этот знаменательный праздник Дня церковно-славянской письменности и поминовения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия князья Руси убедительно просят русскую православную церковь и общественность православных стран вернуться к истокам и правильно называть свою письменность, язык и церковные писания русскими, а не славянскими. Древняя Русь была финно-угорским государством, созданным русскими христианами Рюриком и Игорем, Кириллом и Мефодием, Аскольдом и Диром, Вещим Олегом и святой Ольгой, святым Владимиром и императрицей Анной Македонской. 24.05.2011.

Войны Руси в IX–XI веках
В статье на богатом фактическом материале показано, что все войны Руси с Византией в 836-1043 годах были связаны с удержанием престола империи русской партией Константинополя, возглавляемой Македонской династией Руси. Автором доказано, что два столетия императорами-соправителями Нового Рима были Великие Князья Рюриковичи. Последним русским императором был Ярослав Мудрый, известный в Царьграде как Константин Мономах. Доклад на научной XXII Международной конференции по проблемам Цивилизации 22-23.04.2011, Москва, РосНоУ.

Генетические дистанции кузенов Рюриковичей
Доклад на научной XXII Международной Конференции по проблемам Цивилизации, 22-23 апреля 2011 года, РосНоУ, Москва, Россия. 24.04.2011.

Славяно-монгольское нашествие на Русь
Результаты нашего исследования происхождения славян имеют не просто научное, но политическое значение. С учетом полученных данных необходимо формировать взвешенную политику межнациональных и межрелигиозных отношений в России и мире. Современное увлечение русских славян родоверием, своим арийским происхождением и презрительным отношением к жителям Средней Азии, Кавказа, Монголии, Китая и других регионов мира несет системную и логическую ошибки. Родоверие вообще бессмысленно, ведь предки родоверов России и Украины вышли из Средней Азии и были киргизами, алтайцами, таджиками, пуштунами, уйгурами и жужанями, а отнюдь не белокурыми полубогами. 12-18.03.2011.

Древний Рим и Италийский союз Поволжья
Научная статья на обширном историческом материале доказывает, что Древний Рим был создан финно-угорскими племенами Итильского союза Поволжья (Идель, Булгар). Италийские народы Vestini (Весь), Marsi (Меря), Lucani (Люкане), Marrucini (Мари) и другие до сих пор проживают на Волге. Финно-угоры называли Latinas (Латинянами) германские народы Поволжья, иначе Алтынами, что буквально означает Золотые. Крепость Альба-Лонго именовалась Алтынбашем, а поволжский Рим – Улак-Урум. Юго-западной столицей финно-угоров Иделя был город Фанагория или Финн-Угория, бывший в древности столицей Боспорского царства и Великой Болгарии. Сколько бы не вилась паутина лжи западных фальсификаторов истории, но ей всё равно приходит конец. 10-21.02.2011.

Корректная геногеография
Мы доказали верность булгарской теории происхождения человечества. Она подтверждается естественным вектором расселения людей по планете из Поволжья во все стороны Евразии, а оттуда в Африку, Австралию и Америку. Все народы и расы мира произошли от индоевропейцев, а именно – от этнических финно-угоров. 01-07.02.2011.

Корректная ДНК-генеалогия и глоттохронология
Вашему вниманию представлена научная работа Великого Князя Валерия Кубарева по ДНК-генеалогии и глоттохронологии. Автор создал формулы, с помощью которых можно точно определить время жизни общего предка и эпохи формирования различных языков. Эти формулы получили название формулы Кубарева. С помощью математических выкладок, Валерий Кубарев доказал верность Курганной гипотезы Марии Гимбутас и собственной реконструкции истории мира. Мы надеемся, что результаты исследования найдут широкое применение в ДНК-генеалогии и глоттохронологии. 04-14.01.2011.

Генеалогия и генетика князей Руси
Доклад Великого Князя Валерия Кубарева на XXI Международной Конференции по проблемам Цивилизации 25.12.2010. Научная работа Валерия Кубарева описывает генетику Рюриковичей и Рода Руси. Великий Князь определил модальные гаплотипы Рюрика, Гедимина, Русь Айдара, Кубрата, Флавиев и теоретически описал модальные гаплотипы Александра Македонского, Иисуса Христа Златоуста, Пророка Мухаммеда и Чингисхана. Все эти знаменитые люди этнически финно-угоры из Рода Руси. 25.12.2010.

Что мы празднуем 4 ноября? Потерю национального суверенитета...
Bсенародное голосование или голосование народных представителей неприемлемо для выборов царя и Великого Князя, ведь царь от Бога, а глас народа не является гласом Божьим. Возможны выборы Великого Князя только голосованием Князей – родовой аристократии Руси. 08-21.11.2010.

Разворот Земли стремительно приближается
Статья с анализом аномальной геофизической и климатической активности на планете. 09-12.09.2010.

Балтавар – символ христианства, ислама и иудаизма
Петрарка: «Когда народ обратится к своей истории, его величие оживет» 30-31.03.2010

История Руси с 3506 года до н.э. до 2012 года
Доклад: Кубарев В.В., История Руси с 3506 года до н.э. до 2012 года. Секция «Цивилизационные аспекты Российской истории и хронологии». Десятая Международная научная конференция «Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России», Москва, 24-25 апреля 2009 года, РосНОУ.

Архив 2006-2018 гг.


Кто виноват?

Пляски на костях (потери СССР в ВОВ) Новинка!!!
Мы обнаружили факты прямой фальсификации людских потерь военнослужащих и гражданских лиц СССР в годы ВОВ в несколько миллионов человек. Подлог вызван деятельностью пропагандистской машины СССР и ложным пониманием патриотизма в современной России. По нашим подсчетам истинные безвозвратные потери населения СССР в годы ВОВ составляют 7,6–8,7 миллионов человек из числа военнослужащих и общие потери с гражданскими лицами 12,8–13,9 миллиона человек. Сбежали из сталинского рая СССР сотни тысяч (до 1,3 миллиона) человек. Мы полагаем, что имя каждой жертвы войны должно быть учтено и озвучено публично. 04–18.05.2019.

Территория негатива
Доклад на XXXVI Международной конференции по проблемам Цивилизации, 20-21.04.2018, Москва, РосНоУ. В результате многовековой борьбы Запада и Востока возник теологический казус, когда развитые страны считают Россию оплотом зла, а сама Россия рядится в тогу защитника Бога и Веры, обвиняя остальной мир в смертных грехах. В докладе делается попытка объективно разобраться, что происходит в историческом плане с населением и цивилизациями на территории России и какой прогноз можно сделать на будущее. 20-21.04.2018.

Экспансия поволжского Рима
Доклад на XXXIII Международной конференции по проблемам Цивилизации, 24.12.2016, Москва, РосНоУ. В докладе представлена обширная информация о переселении народов в Европу через порты Боспорского царства и Босфор в Средиземноморье из Поволжья, Сибири и Кавказа в период существования Древнего Рима в дельте рек Волга и Ахтуба с VI века до н.э. до середины VI века. 24.12.2016.

Селевк и племенные вожди Рима
Доклад на научной XXXI Международной Конференции по проблемам Цивилизации, 26 декабря 2015 года, РосНоУ, Москва, Россия. В докладе выдвинута и обоснована гипотеза о том, что «македонские» завоевания IV века до н.э. на самом деле являются первой волной экспансии Древнего Рима и переселения народов на юг, восток и запад с территории Поволжья и Кавказа. 26.12.2015.

Живописное Евангелие Церкви Хора (Карие) в Стамбуле
Исследование артефактов Церкви Христа Спасителя в Полях (Церковь Хора, XIV век, Стамбул) позволило восстановить забытые нюансы древних догматов византийского Православия. Были обнаружены многочисленные факты искажения Святого Писания и Святого Предания при формировании современных христианских канонов, которые вовсе не являются неприкосновенной данностью свыше, а есть продукт человеческого творчества. 15.09–08.10.2014.

Образы древних римлян с Волги в артефактах
Долгие тысячелетия в Иделе-Риме-Мемфисе-Мицраиме-Итиле-Сарай-Бату жили от 600 000 до миллиона человек. Руины города являются грандиозной кладовой истории, культуры и религии. Масонские ученые старательно избегают проводить там масштабные раскопки. В тех местах процветает только черные кладоискатели. Доколе возможно мировой элите самозванцев скрывать истину от людей? 20-22.04.2010.

Архив 2004-2018 гг.


Что делать?

Старт-ап Sky-Cube
Проект Sky-Cube предполагает создание принципиально нового альтернативного вида солнечной электростанции. 15.05.2017.

Старт-ап Cube
Проект Cube предназначен для создания всемирной сети Wi-Fi, развернутой в космическом пространстве вокруг Земли на орбитах 900-1200 км. 24.04.2017.

Чистое Родство
Мы обнаружили и доказали, что у каждого мужчины есть две прямые линии Чистого Родства, по которым в каждом поколении предков у него есть всего лишь одна пара чистых родственников – праотец и праматерь. Все остальные предки являются названными родственниками. Мы также доказали, что у каждой женщины есть две прямые линии чистого родства, по которым в каждом поколении предков у неё есть всего лишь одна пара праматерей. На основании исследования мы утверждаем De Facto незыблемость абсолютного наследственного права – правило Lex Salica Чистого Родства. 05.08 – 03.09.2014.

Пророк Мухаммед
Генеалогическое древо Пророка Мухаммеда доказывает существование короткой хронологии человеческого рода. История человечества базируется на деяниях династии русских варягов и Кумиров, в которую входили великие пророки человечества: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Исмаил, Иаков (Якуб), цари Саул-Давид (Юрган-Кубар/Кубрат), Иисус Христос (Иса) и Пророк Мухаммед. 01-02.03.2008.

Архив 2004-2018 гг.


Продолжение следует...

Мысли вслух: Религия

Евангелие Руси
Апостолы Христа
Красный петух в языческой России
Кремль Ростова Великого
Башня Христа в Галате
Успенский собор, Ростовский Кремль
Надвратная Церковь Иоанна Богослова, Ростовский Кремль
Надвратная церковь Рождества Христова, Ростовский Кремль
Неопалимая Кубина
Паломнический и научный визит на Синай и в Палестину Великого Князя Валерия Кубарева
Скала Куба, Куббат ас-Сахра или Храм Соломона
Некрополь Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве
«Урманы-Римляне» в русских, булгарских и византийских летописях
Притчи
Князь Курбский и Иван IV называли Святую Русь Израилем
Аллах Акбар!
Капитолийская волчица из Поволжья
69 потомок династии Царя Царей
Биография Марии
Гермес Трисмегист
Аттила
Кубара
Голгофа
Свастика и масти как символы христианства
Вознесение, успение и отшельничество

Мысли вслух: Политика

Земский Собор 2016
Что означает «москаль»?
Убей в себе Ленина
Кибервойна
Программа «Великая Русь»
Цивилизация либо варварство и дикость
Манифест русского минархизма
Дырявый ядерный щит России
Результаты Выборов-2016 в Госдуму ФС РФ и Мособлдуму
Жалоба в Конституционный Суд РФ
Путинские вериги
Обращение Святой Руси
Общероссийский Марш Мира 21.09.2014
Фамильное дерево Князей и Московскиих царей Кубаревых-Кубенских-Рюриковчией
Альянс
Русский марш За Святую Русь!
Пресс-конференция: Русский марш За Святую Русь!
Ген коррупции славян
Русский марш – 2012
Умер кандидат в Президенты РФ Н.В. Левашов
Блеф славяно-арийских пропагандистов

Мысли вслух: Советы

Книга "Веды Руси"
Медитация Куба для мужчин
Медитация Кубина для женщин
Экосистема Easy Access Новинка!!!
«Молния над Ватиканом»
Как бросить курить
Как бросить пить
Как похудеть
Как достичь просветления
Текст книги "Запрещенный форум Михаила Ходорковского" в двух томах
Текст книги "Христос"
Текст книги "Консерватор"
Текст книги "Варяги"
Пожертвования Новинка!!!

Мысли вслух

Архив 2004-2018 гг.

Продолжение следует...
  Валерий КУБАРЕВ > Модернизация России > Архив 2006-2018 гг. > Джагфар Тарихы, II том, Главы 1–3.


Бахши Иман
ДЖАГФАР ТАРИХЫ
(ЛЕТОПИСИ ДЖАГФАРА)
Том 2
Главы 1 - 3
<= Предыдущая

Примечания Переводчика
Номера страниц относятся к соответствующей книжной публикации.
Предлагаемая копия печатного издания не была должным образом проверена, и содержит опечатки и ошибки за которые я извиняюсь и намерен исправить со временем. До тех пор, копия представляет взгяд на общее содержание и детальность летописи.
Пояснения "мышкой сверху" в основном следуют определениям Летописи и представляют взгляды ее авторов, которые могут отличаться от известных или принятых вчера идей. Они являются лучшими интерпретациями и некоторые из них могут быть неправильны из-за неправильной интерпретации текста переводчиком. Переводчик летописи на Русский оставил множество Тюркизмов в его переводе, и они сохранены в Английском переводе, с "мышкой сверху" пояснениями где возможно. Даты в заголовках глав добавлены при переводе на Английский, и являются неточными индикаторами описываемого периода. Пояснения переводчика на Русский выделены голубыми италиками.
Редакционная страничка книги
Ответственные редакторы Ф. Г.-Х. НУРУТДИНОВ и Р. Ш. ШАРИПОВ
Во второй том первого издания свода булгарских летописей бахши Имана «Джагфар тарихы» (1680 г.) вошли статьи и заметки последнего владельца его полного текста Ф. Г.-Х. Нурутдинова, написанные на основа материалов утраченной в начале 80-х гг. нашего столетия части свода и поэтому сохранившие ее ценнейшие и уникальные сведения.
Второй том состоит из трех частей. Первая часть этой книги под названием «История Булгара» (С древнейших времен до начала XIII в.) написана Ф. Г.-Х. Нурутдиновым в 1972 г. в качестве основы дипломной работы. Вышеназванный труд выполнен на основе данных книги Кул Гали «Хон Китабы» (1242 г.) и ряда других древнебулгарских летописей, входивших в утраченную часть «Джагфар тарихы».
Краткий очерк истории «Книга о национальных праздниках булгар» и раздел «Статьи и заметки» составляют вторую и третью части настоящего тома.
Бахши Иман
ДЖАГФАР ТАРИХЫ
(История Джагфара)
Том второй. Тираж 350 экз.
© Редакция вестника «Болгар иле», 1994.


ЧАСТЬ I
ИСТОРИЯ БУЛГАРА
(С древнейших времен до начала XIII в.)
ГЛАВА 1. НАЧАЛО БУЛГАРСКОЙ ИСТОРИИ
Жизнь и суеверия древнейших людей
Около 100 тыс. лет назад север Европы покрыл мощный ледник. Толщина льда достигала 2 км. Наступила Ледниковая эпоха.
Хотя ледник и не покрыл Волго-Урала, тем не менее находился рядом и его дыхание делало климат нашего края очень суровым. Древнейшие предки булгар в эту эпоху прятались от холодов в пещерах Уральских гор. Они охотились на животных, водившихся в ту эпоху и позднее вымерших: мамонтов, шерстистых носорогов и лошадей. Одна из уральских пещер наших предков сохранилась в Башкирии. Ее обнаружили в 1959 г., а называется она Шульганташ или Каповой. На её стенах предки булгар красной краской нарисовали фигуры мамонтов, лошадей, шерстистого носорога. Этим изображениям, являющимся древнейшей картиной человека, несколько десятков тысяч лет.
Свою землю, географически определяемую как Волго-Урал, люди называли Ура-Арья или Туран (позднее - Иске или Старый Туран).
Около 40 тыс. лет назад ледник стал отступать туда, откуда пришел - на север. Климат стал более мягким. Люди спустились с Уральских гор на волго– камские равнины и заселили весь наш край.
Согласно булгарским легендам, около 35 тыс. лет назад семь сакланских (индоарийских) и синдииских (древне-тюркских) племен объединились в мощный союз племен, который так и стали называть: идель ('семь племен') 'семь (иде) племя (эль)'. Название 'идель' стало первым именем нашего народа. На знамени идельцев было изображение волчьей головы. Поэтому это знамя называлось булгар 'волчья или черная (булг) голова (ар)'. Упомянутое изображение появилось на знамени идельцев не случайно - ведь волк был тотемом болгар. Тотемом называется в науке дух в виде какого-либо животного, от которого вели своё происхождение древние племена, В те древние эпохи люди еще верили в различных духов, представлявших в их воображении силы природы, перед которыми человек был еще тогда весьма беззащитен. Духов булгары называли 'алп' ('алып'), 'ас', 'диу' ('див'), 'дйинн'. Алп Самар или Гюльджимеш ('Цветуще-Плодоносящий') 'цветок (гюль) плод (джимеш)' был духом урожая, приплода, алп Мардукан (Нардуган) или Симбир-Карга ('Грач', 'Ворон') был "духом тепла и света и покровителем людей и т. д.
Тотем болгар Волк (Бури, Маг-Мак, Син (Чин, Хин, Сян) и т. д.) был духом победы - 'барын' (поэтому его называли также и алпом Барьном).
Мифология предков булгар
С духами связаны первые образцы фольклора - мифы. Мифами называются древнейшие памятники устного народного творчества, в которых воспеваются всемогущие духи и показывается слабость и зависимость человека от них. Мифы исполнялись во время обрядов жертвоприношений духам, на основе которых возникли многие народные праздники. Ритуальные танцы, передававшие содержание мифов посредством движений, также были частью этих обрядов – на их основе возникли древнейшие народные танцы.
Древнейшими мифами булгар были миф о Мардукане-Карге ('Сак и Сок') и о чудесном спасении алпом Волком булгарского принца.
В мифе о Мардукане-Карге (который был сыном духа Солнца - Мая или Мара-Нара и назывался также Симбиром) рассказывается о попытке злых духов - 'джиннов', возглавляемых Албастыем, погубить род человеческий. Для того, чтобы уничтожить сильно досаждавших им людей, злые духи построили высокую стену, которая закрыла солнце. На земле наступили мрак и холод. Ее стал покрывать лед, и людям грозила полная погибель. Алп Карга вместе со своими сыновьями Саком и Соком отправился разбивать стену. Лучи солнца стали обжигать их, и тогда Мардукан послал сыновей домой за медом, который мог бы предохранить их от ожога. Но Сак и Сок испугались и скрылись в ночи. Карга ждал их некоторое время, а затем в одиночку разбил стену. Так он вернул людям солнце, а значит - свет, тепло, жизнь. Но сам он вспыхнул от жара близкого светила. Его горящие перья упали на землю и превратились в горячих вороных коней. Тем не менее, по воле Тангры, Карга каждой весной возвращается к людям в облике обыкновенного грача.
В другом мифе главное действующее лицо - алп Волк. Когда однажды враги уничтожили один булгарский род и хотели уже убить последнего его представителя - маленького сына бия (вождя) рода, то алп Бури не допустил этого. Он дал силы смертельно раненной матери мальчика, и она сумела посадить сына в большой котел и бросить котел в реку. Река принесла котел с ребенком к большому и непроходимому болоту. Тогда алп Маг-Волк заставил духа урожая Самара обратиться в оленя, пробраться через болото к реке и отнести мальчика в логово волчицы. Волчица выкормила мальчика, которого стали называть 'Чингиз' или 'Маг улы' (Сын Волка).
Согласно тем же легендам, около 15 тыс. лет назад идельцы подчинили себе все другие племена Волго-Урала (Идель-Урала) и образовали государство Идель. Первым царем Иделя был Джам. После того, как название идельцев стало названием государства, наш народ стал именоваться названием своего знамени - 'булгар'. Поэтому другие народы называли булгар либо 'синдийцами' ('волчьими людьми'), либо 'черноголовыми'.
Период пещерной жизни булгар в Уральских горах наложил отпечаток на их традиции. С того времени булгары стали почитать горы (так как верили, что на их вершинах является Бог - 'Ерсу' - 'Тангра' и духи), а также хоронить в пещерах. Когда булгары спустились с Уральских гор на равнины Поволжья, то стали строить имитации гор - пирамидальные ступенчатые и гладкосторонние храмы с погребальными залами - пещерами ('кэпэ') внутри. В этих храмах-пирамидах жрецы булгар - 'аскалы' и 'арбаты' поддерживали культ Тангры и служивших Богу духов и погребали вождей - биев. Обычно возводился храмовый комплекс из большого храма - в честь Тангры и духов ('Аскала') и малого - для погребения биев ('май юлы'- отсюда 'мавзолей'). Пирамиды строились как из камня ('ег кэпэ', 'тэмэ'), так и из земли ('курган'. 'балкан'). Не имея возможности собрать тысячи людей для строительства пирамид, прочие булгары - знатные и простые люди - хоронили своих близких в земляной пещере. Эта пещера выкапывалась в боковой стене могильной ямы, после чего в нее клалось тело усопшего, а сама пещера закладывалась камнями или досками, У булгар тело покойного не должно было засыпаться землей. Позднее на могилах знати гору имитировали намогильные камни, а на могилах простых людей - деревянные столбики или деревья.
Расселение булгар
В булгарском обществе Иделя иногда вспыхивали внутренние конфликты - гражданские войны, заставлявшие некоторые группы булгар покидать волго-уральскую прародину и уходить в другие земли. Первый такой случай произошел около 12 тыс. лет назад. Тогда и позднее Идель покинули несколько групп булгар.
Одна из них ушла в Америку, и в языках американских индейцев до сих пор сохраняются булгарские слова.
Другая группа булгар ушла в Северный Китай, где стала известна под имен сяньбийцев (от 'синдийцы') или гуннов.
Третья группа булгар поселилась в Средней Азии, четвертая - в Северной Индии, пятая - на Ближнем Востоке ( Балканы, Малая Азия, Закавказье, Ирак, Западный Иран, Сирия, Палестина, Северный Египет). Ближневосточные булгары образовали державу Самар (Шумер) в которую вошел весь Ближний Восток. В 3 тыс. до н. э. эта держава распалась, хотя ее название и культуру унаследовало Позднее шумерское государство (в Ираке) с преобладавшим в нем афразийско-язычным населением. Свою этническую индивидуальность булгарам удалось сохранить только в Малой Азии, где они поселились достаточно компактной массой.
Булгары западной части Малой Азии основали большой город Атряч (Троя, по имени которого стали называться атрячцами (этрусками), а в восточной части Малой Азии взяли себе одно из имен любимого ими духа урожая Самара - Тюрк (Великий Бык) и прозвались тюрками (в 6 в. до н. э. персидские цари выселили в Среднюю Азию тысячу малоазиатских булгар-тюрков, и от них среднеазиатские булгары также восприняли обычай называться тюрками). В других местах булгары проживали менее компактно (к тому же много булгар погибло во время Всемирного Потопа в Южном Ираке и 3182 г. до н. э. в городах Ат-Алан и др., видимо, по названию этого погибшего булгарского города эта катастрофа получила название 'гибели Атлантиды') и были ассимилированы соседними народами (египтянами, аккадцами, вавилонянами, ассирийцами и др.), воспринявшими многие элементы булгарской цивилизации.
Во 2 тыс. до н. э. древнегреческие племена захватили у булгар Балканы (от '6алкан') и атаковали Трою. Часть атрячцев покинула тогда родной город (борьба за него шла несколько лет) и ушла на Аппенинский полуостров, которому дала имя своей древнейшей родины - Иделя (в форме 'Италия') и где создала новое государство Этрурию и основала город Рим (от булгарского 'рэм-рям' - холм с низкой растительностью).
Повсюду булгары распространяли элементы своей культуры, в том числе и мифы, которые восприняли монголы (сказания о Чингиз-хане), китайцы, американские индейцы, индийцы (где легенда о Магулы превратилась в сказку о 'Маугли'), египтяне, итальянцы (легенда о римской волчице) и др. народы, секреты металлургического производства, обычай возводить пирамиды, мавзолеи, пещерные храмы и т. д.
ГЛАВА 2. ЭПОХА ДРЕВНЕБУЛГАРСКОГО ЦАРСТВА ИДЕЛЬ
Попытка Иделя завоевать юг Азии
Между тем в древнебулгарском царстве Идель, охватывавшем территорию от Подмосковья до Енисея, сменялись булгарские династии и фамилии этих династий часто становились на время их правления названиями царства Идель и ее населения. Так, в период правления династии Сармат (8 в. до н. э. - 1 в н. э.) булгар и Идель часто называли соответственно сарматами и Сарматией, в период правления династии Алан (1 - 2 в н. э.) - аланами и Алан, в период правления Гуннской династии (2 - 5 в н. э.) - гуннами и Идель в период правлениям Суварской династии (6 - начало 7 в) - суварами (савартами) и Суваром, и т.д. Однако самоназвание булгар при этом не было забыто. Дружины идельских царей составлялись преимущественно из булгар, почему, скажем, основателя Сарматской династии царя Алабугу даже звали Булгаром (8 в. до н. э.). Идель был раннефеодальным царством. Оно делилось на удельные бейлики (автономные княжества), главы которых - бии (беи) собирали с подвластных им крестьян (игенчеев) подати и выплачивали часть своих доходов царю в качестве дани с бейликов. Торговцы и ремесленники также отдавали часть своих доходов царю и биям.
10
В 7 веке до н. э. знаменитый булгарский царь из Сарматской династии Буртас ('Партатуа' ближневосточных источников) решил присоединить к Иделю другие области булгар, рассеянные по всему миру от Северного Китая до Малой Азии (Турции). Сын Буртаса Азак совершил поход в Среднюю Азию и, дойдя до Булгарского озера (Балхаш) присоединил к Иделю индоарийские племена северных саков (их булгары называли кыпчаками). Однако индоарийские племена южных саков - массагетов (булгары чазывали их масгутами) отказались подчиниться Иделю и стали нападать на кыпчаков. Разбитые ими кыпчаки обратились к Буртасу с просьбой предоставить им новую землю для жительства - подальше от масгутов. Буртас попросил у живших в Северном Причерноморье киммерийцев уступить Иделю половину их земли - Приазовье - для поселения кыпчаков, а когда те отказались, направил против них Азака.
Киммерийцы были объединением четырех германоязычных племен (булгары называли их 'доут' - 'четыре', или 'камырцы') - предков ряда германских народов (готов, кимвров, тевтонов и др.). Часть киммерийцев под именем хеттов еще в 3 тыс. до н. э. сумела утвердиться в центральной части Малой Азии, где попала под влияние местных булгар и сильно булгаризировалась.
Азак наголову разгромил киммерийцев и заставил их в панике бежать на Ближний Восток. Вся территория между Прибалтикой и Черным морем была включена в государство Идель. В память о победе Азак назвал себя старобулгарским именем Азовского моря - Маджи (Мада), а булгары назвали это море его именем - Азакским (то есть Азовским). Земля киммерийцев была отдана подчиненным Иделю кипчакам, булгарское название которых греки переделали в 'скифы'.
11
После этого Маджи с небольшой булгарской дружиной и многочисленным кыпчакским ополчением отправился выполнять приказ отца о завоевании Ближнего Востока. Здесь союзниками булгар были ассирийцы (их государство находилось на территории Ирака, который былгары называли Суваром - то есть 'Междуречьем'. Царь Буртас был женат на дочери ассирийского царя Асархаддона (680 - 669 гг. до н. э.) Самар-би. Булгарское войско подчинило Мидию, разгромило Урарту и Палестину, и стало нападать на Египет. Египетский фараон Псамметих предпочел согласиться платить дань Иделю и этим спас свою страну.
Булгары господствовали на Ближнем Востоке 28 лет (с 653 по 625 г. до н.э.). В 625 г. до н. э. подчинявшийся Иделю мидийский царь вероломно перебил кыпчакскнх военачальников прямо у себя на пиру. Скифское ополчение рассеялось, и Маджи пришлось вывести свою небольшую булгарскую дружину обратно в Идель.
Воины Иделя с Персией и Грецией
В 516 - 514 гг. до н. э. государство Идель отразило ответное нападение с Ближнего Востока персидских войск, захвативших в 6 в. до н. э. территорию от Индии до Египта. Тогда в Иделе правил потомок Маджи Тимер, прославившийся своими нападениями на Иран через Дербент. Персы вторглись в Идель с запада, переправившись через Дунай по огромному мосту. Булгаро-кыпчакские отряды своими партизанскими нападениями совершенно измотали воинов персидского царя Дария, а у реки Сотлы-су часть булгар-тюрков из персидского войска еще и перешла на сторону своих соплеменников. В донских степях Дарий осознал гибельность своего предприятия и повернул назад. В отместку раздраженный поражением персидский правитель выселил тысячу булгар-тюрков из Малой Азии в Среднюю Азию. Их стали называть 'еми' или 'ердим' (по-гречески - 'гермихионы'), так как они были выселены с реки Ерми (Кызыл-Ирмак). Образ Дария сохранялся некоторое время в булгврских сказаниях под именем Аламир-Султана. но позднее булгары стали называть Аламир-Султаном греческого полководца Александра Македонского.
В 4 в. до н. э. Идель стал конфликтовать с Грецией, но в 3 веке до н. э. кышчаки неожиданно переходят на сторону греков и пытаются вытеснить идельские войска из Причерноморья. В ответ булгарские войска потомка Тимера царя Таргиза наносят сокрушительный удар по кыпчакам-скифам и возвращают контроль над Причерноморьем. Войны на западе потребовали найма воинов-кочевников, особенно воинственных массагетов.
12
Гуннский период истории Булгарии
В 1 в. н.э. к власти в Иделе приходит династия Алан, начало которой положил Алан - потомок Кубана, сын царя Сувар-Марджи (его ставка Сувар находилась на месте Саксина) и его жены - массагетки. При дворе этой династии усиливается влияние ее масгутских родственников, что вызвало сильнейшее недовольство староидельской (булгарской) знати. В середине 2 в. н.э. булгарская знать приводит к власти Гуннскую династию.
Начинается Гунский период истории края.
Легенда, сохраненная Кул Гали, так рассказывает об этом событии. Когда гуннский царь Агарджа Дуло, тайно приглашенный на царствование в Идель группой недовольных булгарских биев, приблизился к ставке идельского царя на реке Эр (Орь), то потомок Алана Таш по прозвищу Эр-Таш выступил ему навстречу. Однако большинство идельских феодалов перешло на сторону Агарджи и предложило Эр-Ташу: 'Попробуй отстоять царство в поединке - ведь мать твоего предка Алана - Шуран - добилась власти, победив в схватке брата своего мужа'. В поединке Агарджа победил Эр-Таша и получил его царство. Сестра погибшего в единоборстве Эр-Таша стала женой Агарджи, основавшего вместе с ней Гуннскую династию Дуло (непосредственно род Агарджи называли Хунгар, но мы условно будем именовать его 1 Гунской династией).
Пришедшие с Агарджей гунны были потомками северокитайских булгар - сянбийцев. За время жизни в Северном Китае их язык претерпел значительное влияние соседей (особенно маньчжуров). Гунны называли Идель 'Итиль' или 'Атиль', идельских булгар - 'булярами' ('билярами'), а идельские булгары именовали своих азиатских родственников србийцами или сюрбийцами (от 'сянби'). В Идели большинство гуннов очень скоро вернулось к господствовавшему здесь огузо-тюркскому языку, но несколько десятков вышедших из живого обращения гуннских слов сохранили булгарские жрецы, заинтересованные в большем отрыве своей касты от всего народного, мирского (в том числе и от народной речи). Позднее это незначительное количество гуннских слов сохраняла (до конца 14 в.) и часть булгарских мулл - также для той же цели. Часть сербийцев смешалась с идельскими финно-уграми и положила начало сербийской этногруппе, которая в 16 в. получила название чуваш.
После смерти наиболее сильного идельского царя из 1 Гуннской династии Кама-Батыра в Иделе вспыхнула война между его сыновьями из-за трона. Этим воспользовался гуннский военачальник (Булюмар (Баламбер). Он женился на дочери Кама-Батыра Турамбике и завоевал царский трон Иделя, основав династию Атиль (мы условно называем ее 2 Гуннской династией). Однако их потомки продолжали причислять себя и к роду Дуло. Интересно, что братья Туран-бики, стремясь не допустить выхода своей сестры замуж за Булюмара (женившись на Туран-бике, он становился их родственником, а значит, и еще одним соперником в борьбе за трон), поставили условие: Булюмар женится на Туран-бике только после того, как отгадает загадки всех ее братьев. Булюмар, однако, отгадал все загадки...
13
Царь Сасанидского Ирана Шапур II склонил Булюмара к совместной войне против Византии в обмен на ежегодную иранскую дань Иделю, и в 370 г. булгарское войско развернуло наступление на запад. Союзники Византии - кавказско-донское Аданское княжество, основанное бежавшими из Иделя представителями Аланской династии, и Готское княжество в Приднепровье, а также византийские города в Причерноморье были покорены и включены в состав Иделя. В 378 г. булгарское войско разгромило византийцев под Адрианополем (Кан-Дэрэ). Война с Византией затем переросла в завоевание Европы. Особенно прославился в походах на запад потомок Булюмара царь Атилла (434 - 453), подчинивший Иделю почти всю Европу - от Франции до Карпатских гор. Византийская и Западно-Римская империи платили идельским царям дань, а многие германские, валашские и славянские племена служили в гунно-булгарских войсках. Ставка идельских царей из 2 Гуннской династии переносится вначале в основанный Булюмаром аул Хон-Балын (на месте Киева), затем - в Венгрию и, наконец, в Германию.
Но после смерти Атиллы в 453 г. в Иделе разгорелась война между булгарами и частью подвластных им племен, а затем и между потомками Атиллы. Сын Атиллы Кермек, ставший царем Иделя, пытался сохранить владения отца, но тщетно: булгарское государство потеряло Западную и Центральную Европу, сохранив под своей властью лишь восточную ее часть.
Идель в период раздробленности
Потомок Кермека - идельский царь Буляк (Болох) по прозвищу Булгар попытался в союзе с Ираном отвоевать у Византии часть захваченных его причерноморских земель.
В 516 г.идельское войско во главе со старшим сыном царя - Ас-Тереком, составленное преимущественно из нижеволжских булгар - сувар (савир), захватило Арман (Армению) и почти всю Малую Азию. Местное тюрко-булгарское население всемерно помогало своим соплеменникам. Но в том же году в Казахстане произошла встреча войска Тюркутского каганата, образованного среднеазиатскими булгарами - тюрками ('ерми - гермихионами'), и булгарского отряда другого сына Буляка Джамбека (Тамья-Тахана). Среднеазиатских тюрко-булгар в науке принято называть тюркутами - для отличия их от идельских тюрко-булгар. Тюркюты от имени своего царя - 'кагана' потребовали от идельского.царя заключения союза с каганом и уплаты им дани 'за их ненападения'. Вслед за этим тут же восстали подвластные Иделю казахстанские кыргызы (на них перешло булгарское название первых хозяев Казахстана - кыпчаков-'скифов'), которых тюркюты прельстили более низкой данью. В таких условиях Буляк предпочел заключить союз с каганом и согласиться на уплату дани тюркютам, а свое главное войско вывел из Малой Азии и Армана в Казахстан для подавления кыргызского мятежа. Довольные тюркюты не помешали идельцам подавить восстание кыргызских кыпчаков.
В 520 г. Буляк умер, и на трон взошел Ас-Терек - сын старшей жены царя. В 522 г. тюркюты, заключившие антииранский союз с Византией, потребовали от идельских булгар прекратить нападения на византийцев. Ас-Терек не подчинился этому требованию, и тогда тюркюты в 527 г. помогли захватить власть в Иделе младшей жене Буляка - суварке Бояркыз - стороннице тесного союза с Тюркским каганатом и основательнице Суварской династии. Бояркыз устроила резню сыновей Буляка от других его жен, в которой погиб и Ас-Терек. После этого Идель распался на два бейлика (княжества) - Булгарское тарханство и Суварский бейлик (восточная Волго-Сибирская часть Иделя). Булгарское тарханство было основано вторым сыном старшей жены Буляка Джамбеком. Он бежал из Иделя в Крым, где вначале служил византийцам, а затем в Азаке (Восточный Крым и Приазовье) основал Булгарское тарханство с центром в Бунгаре или Эчке-Булгаре ('Фанагория'). Крупнейшими городами бейлика, кроме Бунгара, были Банджа-Кэпэ или Агарджа ('Керчь'), Тамья-Тархан ('Тмутаракань') и др. Очень скоро границы тарханства охватили другие области Северного Причерноморья, Предкавказья и Среднего Приднепровья, населенные булгарами, индоарийцами ('аланы') и анчийцами ('анты').
В 558 г. Булгарское тарханство вынуждено было признать зависимость от кочевников-авар, изгнанных тюркютами из Азии и поселившихся на Среднем Дунае с массой подчиненных им угров (древних венгров).
14
15
"Но затем гермихионская знать разделилась на группировки ермийцев и узов (этот клан образовался в результате сближения части гермихионов и огузов). Узы захватили власть в Тюркском каганате и значительная часть булгар - ермийцев во главе со своим беем Аскалом ('Аскил') ушла в 563 г. из Туркестана в Булгарское тарханство. Тамья-Тархан принял соплеменников-ермийцев на службу и разрешил им поселиться в области Хон-Балына, после чего это поселение получило имя Аскала. Аскал женился на дочери Тамья-Тархана, и их сын Алвар Аскал стал наследником власти Тамья-Тархана. В 602 г. Алвар Аскал (577 - 602), при котором главной ставкой булгарского тархана было уже поселение Аскал (отсюда - и прозвище Аскала), объявил о полной независимости своего тарханства от Аварского каганата. Но брат Алвара Апсих (по прозвищу Авар) с частью трансильванских (улагских) булгар остался верен аварам. В том же году Апсих пригласил Алвара на переговоры на реке Бурат (Прут) и вероломно убил его. Однако новый бек - младший брат Алвара Бу-Юрган ('Органа') сохранил независимость Булгарского тарханства при поддержке Византии, союз с которой заключил еще Алвар. В 619 г. Бу-Юрган для закрепления этого союза принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен ('Корсунь', 'Херсонес'), С той поры булгары называют православных булгар 'кряшенами'.
16
Этот шаг Бу-Юргана вызвал недовольство большинства булгар-тенгрианцев, и Бу-Юргану пришлось уступить власть в тарханстве старшему сыну Алвара - тенгрианцу Курбату ('Кубрат'). В 620 г. младший брат Курбата Шамбат, по воле тархана, строит в Аскале крепость Башту, которая превращает крепость Аскал в город. В Аскале-Башту жили булгары, анчиицы, греки (потомки византийцев, попавших в булгарский плен в Адрианопольской битве 378 г. и поселенных в Хон-Балыне) и представители других народов. Из Башту Шамбат с войском из булгар и анчийцев в том же году идет в поход на авар. Поход оказался успешным. Шамбат завоевал часть территории Аварии (ныне - Венгрия), Чехии, Словакии, Польши, Прибалтики, Австрии, Югославии и провозгласил свое собственное государство под названием Дулоба - 'Область (рода) Дуло' (так как он был из булгарского царского рода Дуло). Славяне, почитавшие Шамбата как святого - за избавление их от аварского ига - и помогавшие ему во всем, называли его государство 'Дулеба'. Курбат потребовал чтобы Шамбат присоединил Дулобу к Булгарскому тарханству, но тот отказался и получил за это от Курбата прозвище Кый ('Отделившийся', 'Отрезанный'). Однако поход Шчамбата и образование Дулебы (существовавшей в 623- 658 гг.) подорвал могущество авар, что позволило Курбату обратить главное свое внимание на восток, где Тюркский каганат сотрясался гражданской войной и доживал последние годы. В 629 г. Тюркский каганат развалился на две части - Баласагунскую (среднеазиатско-монгольскую) и Хазарскую (западноказахстанскую), после чего Курбат немедленно подчиняет своей власти Суварский бейлик и в 630 г. провозглашает вновь соединенные части идельской земли единым Булгарским царством (Булгар, Булгария). Отныне территория нашего края навсегда получает свое историческое название - Булгар (Булгрия), а название Идель закрепляется за Волго-Камской речной системой (к именам семи крупнейших рек этой системы стили прибавлять слово 'Идель' 'Кара-Идель' - Волга, 'Ак-Идель' - Белая, 'Чулман-Идель' - Кама, 'Сура Идель' - Сура, 'Ака Идель' - Ока, 'Нукрат Идель' - Вятка, 'Була Идель' - Черемшан).
По причине своей мощи (территория Булгара простиралась от Дуная до Енисея, включая всю Восточную Европу) Булгарское государство периода 7 - 9 вв. часто именуют также Кара-Булгаром, то есть 'Великой Булгарией'), так как главным значением булгарского слова 'кара' было в то время 'великий, могучий'. В то же время еще одно булгарское слово - 'урус' означало 'великий, могучий'. Булгары других областей Булгара стали называть булгар Украины 'кара-булгарами' или 'урус-булгарами' (то есть 'великими булгарами') - ведь именно на Украине находились в 7 - середине 9 в. 'великие' (т.е. политические) центры этой державы (главным из них был Башту) и именно украинские булгары сыграли решающую роль в восстановлении единой булгарской государственности под названием Булгар. Имя булгар Украины - 'кара' или 'урус' получило и Черное море. Вначале его название - 'Кара (Урус) дингез' - значило 'Море великих булгар' или 'Великое (Могучее) море'. Но затем с конца 9 в., когда булгарское слово 'кара' получилс преимущественное значение 'черный', то 'Кара дингез' и 'кара-булгары' стали переводить как 'Черное море' и 'черные булгары'. Как видим, ничего 'черного' в названии 'Черное море' в действительности нет. Что же касается второго булгарского названия моря - 'Урус дингез', то с 10 в., когда образовалось Древнерусское государство, его стали понимать как 'Море русских (Русское море)'. Однако, как видим, это также историческое недоразумение. Ныне многие старобулгарские слова и термины, непонятные ученым Запада, объявляются то русскими, то монгольскими, то китайскими и т. д. Так, русским объявлено слово 'верблюд', хотя это - исконно булгарское слово, означающее горбатый (бэрэ) буйвол (булут)'.
17
ГЛАВА 3. БУЛГАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО В КАРА-БУЛГАРСКИЙ ПЕРИОД (7 - середина 9 в.)
Булгария и хазары
Булгарское государство эпохи Булгарского царства (7 - 16 вв.) имело феодальный характер. На верху сословной лестницы стояли правители (кан - царь, балтавар - вождь, правитель, эмир), ниже - крупные светские феодалы - беки (служилые князья) и бии - беи (племенные князья), еще ниже - служилые феодалы цари (эльбиры или алпары) и отдельных крупных феодалов (джуры - дружинники). Важную роль в Булгарии играли духовные лица - жрецы, а с принятием ислама - сеиды (религиозные главы мусульман) и муллы всех рангов. Все они входили в господствующий класс феодалов (рыцарей).
В Булгарии в класс феодалов включались также и самостоятельные купцы и ремесленники.
До 10 в. ниже феодалов стоял класс крестьян (игенчеев), плативших налоги царю и отдельным феодалам, а также служивших купцам приказчиков и ремесленникам - подмастерьев. Эксплуатировались также рабы, но их вклад в экономику был небольшим. С 10 в., когда ислам был объявлен государственной религией Булгарии, булгарские игенчеи-мусульмане (субаши и ак-чирмыши) стали пользоваться правами рыцарей, а рабы - освобождаться в случае принятия ими ислама или после шестилетней работы на хозяина.
По той причине, что Булгарское государство в 7 - середине 9 в. называли Кара Булгаром, а политически господствовавших в нем украинских булгар - кара булгарами, мы будем называть период 7 - середины 9 в. истории нашего края Кара Булгарским.
В 658 г. Шамбат был разбит франками (они называли Шамбата 'Само') и аварами и вернулся на службу Курбату. Курбат опять дал ему титул губернатора (улугбека) области Башту, но велел в наказание за былое непослушание именоваться только Кыем. Поэтому город Шамбата - Башту - получает его имя Кый, которое ныне звучит в форме 'Киев'. За крепостью же Киева - Башту, которую Шамбат выстроил еще до Аварского похода, до конца 10 в. закрепилось его имя 'Шамбат'. Киев стоял на холмах ('горах'), которые назывались булгарами Куян или Кук-Куянтау ('Горами духа Куяна или Кук-Куяна'), поэтому Киев назывался также и Кук-Куян.
В 660 г. Курбат, принявший в 630 г. титул кана или кагана (царя, императора), умирает, и на булгарский трон поднимают его старшего сына Бат-Бояна. Но через три года Шамбат при поддержке младшего сына Курбата Аспаруха Маджара (бывшего наместником Барс-иле или Волго-Урала и Эсегеля или Сибири) выступил против Бат-Бояна с целью завладения троном. Аспарух ушел из Барсиле и захватил Северокавказскую область Булгара, которую называли Бурджан. Вместе с северокавказскими булгарами - бурджанами (предками кумыков, карачаевцев и балкарцев) Аспарух развернул наступление на удел (личное владение) Бат-Бояна в Причерноморье с востока, а Шамбат - с севера, с Киева. В этих условиях Бат-Боян заключил союз с Хазарской ордой (Орда -союз нескольких кочевых племён) по которому хазары получали часть южнобулгарских земель (Азак, Северный Кавказ и Нижнее Поволжье с булгарскими городами Итиль или Атиль, Самандар - Семендер и др.) и за это должны были помочь булгарскому царю разбить его родственников - мятежников. Хазары помогли Бат-Бояну и разбили Аспаруха. Аспарух бежал с частью своих булгар к дяде в Киев, а после смерти Шамбата в 672 г. ушел вначале в Кашан (Молдова), а затем - в Придунавье. В булгарском Придунавье он в 681 г. провозглашает свое собственное Булгарское государство, название которого пишется (для отличия от основного Булгарского государства) в форме 'Болгария' или 'Дунайская Болгария'. Булгар Аспаруха также называют в науке 'болгарами' - для отличия от основной массы булгар. Болгарский царь Барыс (Борис) в 9 в. принял православное христианство и ввел в Болгарии вместо тюрко-булгарского языка язык подвластного болгарам местного славянского населения, так как болгарские славяне уже давно были православными христианами и помогли Барысу в его борьбе с родственниками - соперниками.
Хазары же прекрасно устроились на полученных от Булгара землях, так как во главе хазар стояли среднеазиатские булгары, а хазарские каганы также избирались из старинного булгарского царского рода Син или Афшин (то есть 'род Волка'). Центром своей орды хазары сделали булгарский город Итиль и вначале жили весьма дружно с Булгарским государством. Булгарские цари платили хазарам дань за то, что хазары защищали от набегов врагов южные и восточные границы Булгара. Но нередко булгары помогали хазарам в их войнах, и в такие годы хазарские каганы дань с Булгара не брали. Фактически обоюдовыгодный союз Булгара с Хазарской ордой просуществовал до середины 8 в. Вместе с хазарами булгары разбили армию арабов, пытавшуюся завоевать Северный Кавказ.
Но в 732 г.хазарский каган был наголову разбит арабами. По условиям хазаро-арабского договора, каган разрешил всем желавшим принять ислам, и масса булгар-бурджан приняла мусульманство. С этого 737 г. ислам начинает распространяться в среде булгар.
18
19
В середине 8 в. один настроенный антиарабски хазарский каган попытался заставить бурджан-мусульман отказаться от ислама и вернуться к древнейшему булгарскому доисламскому верованию - к тенгрианству. Бурджане отказались подчиниться кагану и с разрешения булгарского царя переселились в Барс иле, где основали город Болгар и Болгарский бейлик (вначале г Болгар назывался Мардуканом, а бейлик - Мардуканским, в честь алпа Карги). Хазарский каган потребовал от булгарского царя изгнать бурджан из пределов Булгарии, но тот отказался. Тогда кагану хазар пришлось отступить и примириться с поселением бурджан-мусульман в Булгарии ради сохранения важного для Итиля булгаро-хазарского союза. Более того, через некоторое время Итиль дает мусульманским купцам и ремесленникам ряд льгот, и некоторые бурджане возвращаются в Хазарскую орду.
Булгария в правление царя Айдара
Но в начале 9 в. хазарский каган Обадия с частью подвластной ему огузской и кыргызской знати принимает иудаизм иранского толка и начинает новое преследование мусульман. Для этой цели он нанимает часть угров, изгнанную из Казахстана Баджанакским союзом огузских и кыргызских племен. Бурджане-мусульмане, главным городом которых был Самандар ('Семендер') поднимают восстание против хазарского кагана, но оно терпит неудачу, и тысячи повстанцев-мусульман бегут в 820 г. в Булгарию. Булгарский царь Айдар (815 - 855), которого звали также и Урус-Айдар (так как его династия называлась 'урусской', то есть 'великой, могучей') радушно принимает новых беглецов и поселяет их на Украине. В том же 820 г. Айдар вместе с частью черных булгар принимает ислам и на требование Обадии о выдаче беглецов отвечает отказом.
В ответ Обадия разорвал жизненно необходимый Хазарской орде союз с Булгарией и двинулся на нее войной вместе с наемными казахстанскими уграми. Однако угры, получившие от кагана за подавление Самандарского восстания Приазовье (по-булгарски 'Маджар') и поэтому прозвавшиеся маджарами (мадьярами), изменили Обадие и в решающей битве с войском Айдара у булгарского балика (небольшой крепости) Харька (современный Харьков) перешли на сторону булгар. Благодаря этому Айдар наголову разгромил хазарское войско. После этого булгарский царь заключает союз с баджанаками ('печенегами') и женится на печенежской бике (княжне). Их сыном был Джилки, также принявший ислам и мусульманское имя Габдулла.
Тенгрианская знать Хазарской орды, видя гибельность политики Обадии, убила кагана-иудея и поставила на его место кагана-тенгрианца. Новый каган спешно заключил союз с огузской Гузской ордой (кочевала южнее баджанаков, в юго-западном Казахстане). Это помогло Хазарской орде избежать одновременного удара булгар и баджанаков по Итилю, готовившегося Айдаром, так как из страха перед гузами баджанаки не решились начать войну против хазар.
Тогда Айдар решил подорвать Хазарскую орду экономически. Он запретил булгарским и всем европейским купцам ездить из Булгарии к хазарам и основал новый торговый путь из Европы в Азию в обход хазарских владений. Этот водный путь шел из Скандинавии в столицу Булгара Киев через Прибалтику и Болгарский бейлик, а из Киева шел по Бури-чаю (Днепру) и Черному морю в Малую Азию и Заавказье. Не случайно поэтому Айдар принял на булгарскую службу большое количество скандинавов (датчан, норвежцев и шведов) и прибалтов (славян-колбягов из Колобжега, пруссов, финнов и др.) и дал скандинавским и прибалтийским купцам большие льготы.
Для развития нового водного пути Айдар образовал из части игенчеев Украины, Белоруссии (включая Шамлын - Смоленск) и Галиджа (будущая Новгородская земля) особый разряд государственных игенчеев и поручил им вместо уплаты дани феодалам строить для булгарского государства торговые и военные суда. Так как селения этих игенчеев располагались в верховьях крупных рек, по которым они плыли на сделанных ими кораблях в центр Булгара Башту-Киев, то их называли субашами (от булгарского 'субаш' - 'верховье реки'). Так в Булгарии появилась новая категория игенчеев - государственные игенчеи.
Благодаря новому торговому пути расцвел и стал большим городом Киев (булгары именовали его официально 'Башту'). При Айдаре Булгарское государство Кара-Булгарского периода достигло наивысшего расцвета.
Перенос столицы Булгарии из Киева в город Болгар
После смерти Айдара в 855 г. на булгарский трон был поднят Габдулла Джилки, опиравшийся главным образом на мусульманскую знать. Это вызвало недовольство тенгрианской части булгарской знати, вынужденно уступившей при Айдаре значительную часть своей власти булгарской мусульманской знати. Младший брат Джилки - Лачын (анчийцы звали его Рюрик), мечтавший занять булгарский трон, возглавил недовольных тенгрианцев и начал с ними борьбу против Габдуллы. Неожиданно Византия, бывшая союзницей Айдара. а также Хазарская орда поддержали тенгрианца Лачына из страха перед усилением Булгарии в качестве торгового конкурента и очага ислама. В Булгаре вспыхнула гражданская война (так называется война между различными группировками внутри одной страны).
20
21
Вначале Габдулла разбил Лачына и его хазарских союзников. В 860 г. по приказу Джилки булгарский флот, состоявший из кораблей анчийцев и скандинавских наемников (их называли 'варягами') разгромил посады столицы Византии Ыстамбула ('Константинополь'), За это командующие флотом Джир (голова анчийцев) и Аскольд (голова варягов) были щедро награждены царем.
Но в 864 г., когда Габдулла отдыхал в своей летней ставке (батавыл) Хорысдан (ныне - Путивль), Лачын внезапно напал на него со своими союзниками. Джилки захотел укрыться в столице Булгара Башту, но киевляне во главе с Аскольдом связали верного царю Джира и заявили Габдулле: 'Мы не впустим тебя, царь, в столицу, пока ты не решишь в поле своего спора о престолонаследии со своим братом Лачыном'.
Габдулла Джилки отбил нападение Лачына и выгнал Аскольда из Башту, но был настолько рассержен поступком Киевлян что в 865 г. перенес столицу Булгарского государства из Киева в Болгар и переехал туда с частью черных булгар - мусульман. Украина была разделена царем на два удельных (автономных) бейлика - Киевский (правобережная часть Украины) и Кара-Булгарский (левобережная часть Украины). Во главе Киевского бейлика был поставлен бек Джир, а во главе Кара-Булгарского бейлика - старший сын Габдуллы бек Алмыш Джафар.
Кара-Булгарский период Булгарского государства закончился.



 
 
Все права защищены. При копировании или перепечатке обязательно указывать ссылку на данный сайт.
Валерий Кубарев ©2004-2008